Союз нерушимый

 Автор: Андрей МАЛАНОВ, корреспондент еженедельника ''Свидетель''.

    

    

Статья напечатана в еженедельнике "Свидетель" 19 апреля 2007 г., № 16(822).

  

  

Статья «Реакция распада», опубликованная в «Свидетеле» 22 марта 2007 г., вызвала реакцию протеста у представителей движения Сахаджа-йога. Кроме того, что движение было названо «сектой» в одном ряду с сатанистами, в статье говорилось о том, что «девять лет назад последовательница Сахаджа-йоги убила свою маленькую дочку». Представитель новосибирской региональной общественной организации «Самопознание» движения Сахаджа-йога Владимир ШИХОВ предлагает расставить все точки над «i» и рассказывает о том, что такое «сахаджа-йога» на самом деле.

 

- Факт убийства, совершенного психически больным человеком не имеет никакого отношения к такому явлению мирового масштаба, как сахаджа-йога - учение, примиряющее, возвышающее и облагораживающее людей. За 37 лет своего существования сахаджа-йога получила признание более чем в 80 странах мира.

 

- Как же, по-вашему, было на самом деле?

 

- Случай произошел 15 лет назад, в самом начале развития сахаджа-йоги в Новосибирске и Бердске. В группу пришла женщина, которая, как потом выяснилось, состояла на учете у психиатра, к тому же еще у какой-то бабки, у экстрасенса лечиться пыталась. Муж ушел от нее, с ребенком бросил. Ошибка бердских сахаджа-йогов была в том, что к ней отнеслись не слишком внимательно: нужно было просто не допускать ее на занятия. И вот однажды в припадке женщина взяла и зарезала своего ребенка. Суд признал ее психически больной и направил на лечение. А по городу пошла молва, что в сахаджа-йоге практикуются кровавые жертвоприношения. Однако действия психически больных людей не могут характеризовать то или иное религиозное или духовное учение.

 

- Как происходит богослужение у сахаджа-йогов?

 

- В основу практики сахаджа-йоги положена медитация. Основательница движения - Шри Матаджи Нирмала Шривастава учит, что во время медитации человек находится в союзе со Всепроникающей энергией, происходит духовный рост, решаются физические, эмоциональные и ментальные проблемы. Это тонкий живой процесс, в ходе которого достигается состояние «безмысленного осознания», когда успокаивается ум, уходят мысли, но при этом мы полностью осознаем себя и окружающий мир. Собственно, «йога» и означает «союз». На медитацию мы собираемся раз в неделю, вести медитацию могут разные люди, у нас есть организаторы, которые распространяют информацию, координируют жизнедеятельность общества, но нет «посредников» или "священников". Для медитации мы используем образ Шри Матаджи - нашего учителя. Это, впрочем, не обязательно, однако так легче достичь состояния равновесия.

 

- Чем занимаются сахаджа-йоги помимо медитаций?

 

- Внешне мы ничем не отличаемся от «не-йогов». Важно заметить, что практика сахаджа-йоги может пригодиться человеку и в повседневной жизни. Приниматься за любое дело надо со спокойным умом и сердцем. Православные говорят в таких случаях - «помолясь». Если человек в равновесии, к нему приходит идея и силы для ее реализации. Получается, что действуя таким образом, человек не тратит собственных сил. То есть он действует, бездействуя. Выходит, что внешне мы деятельны, мы можем выполнять сложную работу, но внутри, в душе, у нас царит тишина. Это идеальное состояние для человека, способ избежать суеты в делах. На работе - я генеральный директор предприятия - это состояние помогает мне принимать правильные решения.

 

Сахаджа-йоги трепетно относятся к институту брака, считая его незыблемым. Мы не приемлем употребление алкоголя, табака и наркотиков. Мы любим проводить время с семьей, с друзьями и единомышленниками, выезжаем за город, на берег, ходим в лыжные походы, в горы, в пещеры.

 

Мы обычные люди, нас волнуют совершенно обычные проблемы. Как-то мы пришли на пляж и увидели, что весь берег усыпан мертвой рыбой. Безотрадное зрелище. Мы «бросили клич», собрали «своих» и дважды выходили чистить берег. Мы регулярно чистим русло ручья в Академгородке. Я недавно живу в Бердске, недалеко от Агролеса, и меня как жителя очень беспокоит близость свалки к городу: ядовитые продукты горения мусора ветер несет в город. Я надеюсь, что с этим можно что-то сделать: перенести свалку, построить мусороперерабатывающий завод, как это делается во всем мире...

 

- Общественной деятельностью заниматься не пробовали?

 

- Это можно назвать скорее культурно-просветительской деятельностью. Проводим концерты классической индийской музыки и танца, ездим по городам и деревням. Музыка - это ведь целая философия и способ самопознания. В конце марта, например, в Доме ученых наша организация «Самопознание» представила культурную программу «Индия - любовь моя» (кстати, уже третью по счету). Там была выставка прикладного искусства, выставка индийской классической художественной миниатюры. В ресторане Дома ученых можно было попробовать блюда индийской кухни, был концерт и «Шоу сари» - настоящая театральная постановка, в которой были продемонстрированы различные стили индийской одежды.

 

- Не кажется ли вам, что столь пристальное внимание к Индии многих отпугивает?

 

- Если так, то совершенно напрасно. Хочу напомнить - филологи это отлично знают - что в древнерусском языке и санскрите очень много общих корней (до 90%). Индия не так далеко от нас, как многим кажется. Русский народ и индийский очень близки «по сердцу».

 

- Поставим вопрос по-другому: не кажется, что внимание к иной культуре сахаджа-йогой просто навязывается?

 

- Мы никому и ничего не навязываем. Сахаджа-йога против слепой веры. Шри Матаджи учит: «Мы должны быть свободными людьми, людьми с открытым умом, как ученые, чтобы увидеть самим, что есть истина. Если кто-то проповедует что-то, говорит что-то, это не должно приниматься вслепую». У каждого своя голова на плечах. Мы абсолютно нормальная общественная организация: и вход, и выход из нее совершенно свободен. Напротив, мы часто испытываем на себе прессинг со стороны православия - это при том, что русские - очень открытый народ, способный к синтезу культур. В этом качестве, мне кажется, он не чужд сахаджа-йоге.

 

Внимание к индийской культуре связано с тем, что в ней сохранилась глубина и чистота, которые помогают человеку постичь глубину его собственной души. Однако мы не против традиций русской культуры. Шри Матаджи говорит, что нужно знать и любить свою Родину, изучать ее традиции. В концертах, которые готовятся силами нашего общества, часто представлены не только индийские танцы и песни, но и творчество других народов мира - русское, испанское, татарское, еврейское. Наш бердский вокальный ансамбль «Свет» исполняет и грузинские песни, и европейскую классику.

 

- Так что же такое сахаджа-йога: образ жизни, мироощущение или религия?

 

- С различными религиями сахаджа-йогу роднит то, что это путь к Богу. Сахаджа-йога не отрицает ни одну из личностей, утвердивших мировые религии - Мухаммеда, Моисея, Заратустру, Будду и других. Более того, Шри Матаджи - Нирмала Шривастава говорит, что сахаджа-йога - это единственное учение, способное объединить расы и религии, потому что оно не противоречит ни одной религии, не выделяет ни одной расы.

 

- Зачем же объединять мировоззрения, если первоначальным «замыслом», судя по всему, была именно множественность?

 

- Это был, образно говоря, «божественный спектакль». Сначала вода из океана испарилась, по капельке собралась в облака, потом капли, выпав дождем, собрались в ручейки, ручейки - в реки, которые снова вернулись в океан - домой. Сахаджа-йога - это «возвращение домой», по большому счету, именно в этом и состоит смысл всех религий.

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

Антракт "Божественной комедии".

 

Любая религия - есть синтез человеческих представлений, причем синтез конечный: Библию - равно как и Коран, и Торы, и Веды - нельзя «дописать». В связи с этим любые попытки создать сегодня «религию религий» пока что обречены на неудачу. Отрицание ортодоксии в конечном проявлении - это новая ортодоксия, еще одно учение, которое неизбежно - в силу этнического многообразия населения планеты - найдет достаточно большое количество сторонников, чтобы с ним начали считаться в обществе.

 

«Божественный спектакль» продолжается, «океан истины» продолжает расточаться по капле, и собрать его воедино не под силу человеку, даже если этот человек отмечен благодатью свыше, потому что последнее слово - не за ним, а за каждым из тех, к кому он обращается с проповедью. Как подметил американский писатель Ричард БАХ, «те просветленные и совершенные - они могут предполагать все, что угодно, но решения принимаю я сам».

  
       
Сайт создан в системе uCoz