Автор: Алима Бекжанова - преподаватель английского языка, которую пригласили поработать учителем в частную школу в Дхарамшале (Индия).
Статья напечатана в газете "Пост Скриптум" 13 апреля 2006 г., № 15(615) (Республика Алтай и Алтайский край).
Я хочу поделиться уникальным опытом, который получила, работая в Международной Школе в Дхарамшале, в Индии. Аналогов подобной школы пока не существует в мире. Это школа-интернат, куда съезжаются дети со всего мира, чтобы получить образование. Там они учатся с первого по десятый класс, учебный год начинается в марте и заканчивается в декабре. Расположена школа в Гималаях, в живописнейшем месте, вдали от больших городов.
В Горно-Алтайске я работала учителем английского языка, а затем руководителем Образовательного Английского Центра «Пигмалион». Музыка всегда была моим увлечением, и когда появилась возможность получить новое образование в Индии, учиться в Академии Классической Музыки, я решила этим воспользоваться. В Академии, кстати, также обучаются, в основном, студенты иностранцы. Затем я узнала о конкурсе вакансий в Международную Школу в Дхарамшале, и решила попробовать продолжить свою преподавательскую деятельность там. Меня очень привлекла перспектива поработать с детьми и преподавателями из разных стран. Я прошла собеседование, и, наверное, мой опыт работы, стажировки в Великобритании и США, любовь к своей профессии и детям, убедил их принять меня на работу, чему я была очень рада.
К началу работы в школе, я уже прожила в Индии год, обучаясь в Академии Индийской Классической Музыки, около Бомбея. В Бомбее тропический климат, все время жара. А ведь я выросла на Алтае, я так люблю горы…И вот когда мы впервые очутились в Дхарамшале, я как будто снова оказалась дома, и поняла, как я соскучилась по горной прохладе! Конечно, Гималаи всегда притягивали людей, интересующихся духовностью, я тоже ждала этой встречи. Когда мы вышли из машины, у меня не оказалось ни слов, ни мыслей – настолько ошеломляющий вид… Мы находимся у самых заснеженных вершин, и они так близко… Окружают школу вершины-пятитысячники.
Почему же Индия? Почему родители делают такой выбор, отправляя своих детей так далеко? Они имеют возможность обучаться в престижных, по нашему мнению, европейских школах. Неужели детям действительно нравится там учиться? На эти вопросы я хотела получить собственные ответы, стараясь оставаться непредвзятым свидетелем всему происходящему. Я постоянно спрашивала у детей, нравится ли им школа, а у персонала, с желанием ли они возвращались на следующий год. Удивительно, я всегда получала положительные ответы, которым, честно говоря, не всегда сначала верила, потому что думала, что все-таки нелегко быть вдали от родных, от комфорта европейской цивилизации, девять месяцев жить только в школе. Я знала, что окончательный вывод сделаю, только к концу учебного года, прожив и пережив от начала до конца всё вместе с детьми и коллегами.
Итак, я работала учителем начальных классов, преподавала английский язык, математику, науку и обществознание. Обучение в школе ведется на английском языке. Очень приятное и необычное ощущение, когда в твоем классе сидят дети из разных стран. В моем 2 Б классе были ученики из Австрии, Австралии, ОАЭ, Чехии, Индии, Финляндии и Великобритании.
Так как дети живут без родителей, то школа старается полностью организовать их день. Наряду с основными предметами – математикой, английским, наукой и обществознанием, большое значение уделяется развитию творческих способностей детей – вокалу, игре на музыкальных инструментах, рисованию, танцам, и, конечно же, спорту. В этом я увидела первое преимущество, которое дает школа – дети не теряют ни секунды драгоценного времени, а посвящают его своему развитию. Как результат, большинство детей прекрасно поют и танцуют, побеждают на многих конкурсах, как и в Индии, так и у себя в странах. По окончанию школы, они могут поступить в любой университет мира, так как при разработке учебного плана в школе, организаторы постарались создать синтез лучших западных и восточных систем обучения.
Но что в первую очередь отличает эту школу от обычных, как мне показалось, так это атмосфера большой семьи, которую стараются там создать. А как же иначе, если ребенок не будет чувствовать любви и заботы, он не сможет прожить вдали от родителей целый учебный год. А дети учатся там десять лет.
Даже самые стеснительные и закрытые дети
здесь постепенно раскрываются и учатся заводить друзей. Они знают, что все взрослые в школе, а также все дети – их друзья. Поражает чувство коллективности и сплоченности, присущее этой школе.
Вспоминаются простые истории, которые показывают, насколько милы эти детки. Например, как-то на уроке я сказала: «Поздравляю наш класс, все написали диктант на отлично». Они начали обнимать и поздравлять друг друга. Однажды, один мальчик, Винаяк, потерял карманные деньги, которые им выдают каждую субботу, чтобы они могли купить себе сладости. Я услышала, как другой мальчик его успокаивал: «Не расстраивайся, я поделюсь с тобой своими конфетками, а еще, я помогу тебе найти друзей». Винаяк отвечает: «Хорошо, особенно я нуждаюсь в друзьях». Или, они могут выбегать из класса на другой урок и все вместе дружно петь какую-нибудь песню.
Дети живут в корпусах, в комнатах, примерно по десять человек, за которыми присматривает воспитатель. Персонал в школе тоже интернациональный, но в отличие от студенческого состава, среди учителей и воспитателей много россиян. Работники из России ценятся – работают добросовестно и с любовью.
Школа расположена в экологически чистом месте. Горный гималайский воздух, сбалансированное питание, занятия йогой - и в конце учебного года, подготавливая отчеты для родителей, я просто поразилась… Из моего класса за весь учебный год пропустили учебу по болезни только двое учеников и то, проболев только два дня. Разве такое возможно в обычной школе?
В школе уделяется большое значение нравственному воспитанию. Мне понравилась одна традиция, которая там существует, называемая «Thought for the day» - когда каждый день, высказывание или мудрая мысль зачитывается утром на линейке и вывешивается на доску, как бы размышление на день. Моему второму классу эта традиция очень нравилась, они собирали эти высказывания себе в блокнотики, и даже попросили меня сделать такой же плакат в классе. Я им сказала, что они сами могут сочинять такие высказывания, и тогда мы их будем зачитывать и записывать в классе. Вот мудрые мысли учеников второго класса: «Если кто-то дразнит тебя, просто улыбнись в ответ», « Покой – это золото, а шум – серебро».
Где бы я ни работала, я всегда стараюсь собирать смешные эпизоды на память. Все тот же второй класс:
- Дети, напишите одну строчку этого слова.
Винаяк (Индия):
- А зачем?
- Таким образом мы готовимся к диктанту.
Винаяк: - Хорошая идея!
***
Я начала стирать что-то с доски.
- Ой! Не стирайте!
Я снова начала писать это же.
- Она снова пишет! Она превосходна! ( She is magnificent!) (Габриел, Австралия)
***
Задание: я объясняю слово, дети угадывают.
- Прекрасная молодая женщина с волшебными силами (отгадка: фея).
Дети:
- Учительница...?
***
- Дети, успокойтесь. Я начинаю сердиться на вас все больше и больше.
- Но вы как будто улыбаетесь внутри!
- Нет, я не улыбаюсь…
- Улыбаетесь. Улыбнитесь!
***
Валентина (Италия):
- Я не знаю, где моя тетрадка. Я думаю, она у моей учительницы, может она хочет показать ее своей семье…
***
Я тороплю детей, чтобы они быстрее списывали с доски:
- Дети, поторапливайтесь. Скоро придет Мисс Пушпа и сотрет все с доски. Что вы будете делать?
- Плакать.
Каждую субботу дети пишут письма родителям.
- Дети, постарайтесь не просить в каждом письме прислать вам посылку. Родители и так знают об этом.
Шивани (ОАЭ):
- А я и не пишу. Я в одном письме напишу, чтобы прислали, потом в следующих двух не пишу, потом снова в одном пишу, потом опять пропускаю два.
Из писем к родителям:
«Пожалуйста, пошлите мне бриллиантов из Национального Исторического Музея». (Ананд, Великобритания)
«В нашем классе мы можем кататься по деревянному полу, пока не зайдет наша учительница» (Унси, Индия)
«Здравствуйте, дорогие мама и папа! Не могли бы вы купить новый дом к моему приезду, а так же новую игровую площадку и игрушки. С любовью, Дэвид»(Австрия)
Вспоминаю, как мы праздновали День Ребенка. В Индии его отмечают в день рождения Джавахарлала Неру, 14 ноября. Уроки отменили и утром дети играли в разные игры. Каждому ребенку школа подарила подарок, что-то из одежды. Вечером был праздничный ужин. Мы с учительницей английского из Великобритании, Мелани, нарядились в фей и зашли на ужин с бенгальскими огнями. Все были удивлены и обрадованы. Мы раздали детям конфетки и показали волшебные фокусы. Одна девочка сказала Мелани: « Вы выглядите, как будто вы любите всех детей в мире!» А на следующее утро я прохожу, а они кричат: «Вот фея идет!» А один мальчик говорит: «Да, она даже была сегодня у нас в классе, и учила английскому!»
Обучаясь в Академии Музыки, о которой я упомянула в начале, я познакомилась с выпускницей этой школы из Австралии, Селест Джонс. Она уже окончила университет, работает, объездила весь мир. И мне запомнились ее слова: «По
прошествии стольких лет Дхарамшала осталась для меня лучшим местом на земле».
Так почему же все-таки Индия? Мы с вами очарованы западной цивилизацией, и стремимся вкусить все плоды, которые она дает, которые, к сожалению, оказываются не всегда полезны. Побочные эффекты тому - наркотики, распущенность и насилие, которые, например, заполонили западные школы. Бесспорно, западная цивилизация сделала огромный вклад в научное и материальное развитие человечества, в то время как на востоке духовность достигла наибольшего рассвета. Как только западные люди достигают той стадии эволюции, когда ведущим становится духовное развитие, обращение к восточной духовности становится естественным.
Международная Школа в Дхарамшале для духовного и нравственного воспитания применяет метод «Сахаджа йога», корни которого идут из Индии. Суть его заключается в том, что для нашей эволюции и духовного развития внутри каждого человека существует энергия в треугольной косточке у основания позвоночника. В этой энергии скрыт наш творческий и духовный потенциал. Пробуждаясь, она раскрывает все качества, которые заложены в нас, а также делает человека уравновешенным и здоровым. О существовании этой энергии можно найти подтверждение в разных древних писаниях у многих народов, но более подробно об этом говорится в индийских источниках. Сахаджа Йога позволяет человеку пробудить эту энергию и получить свою самореализацию.
Школа в Дхарамшале основана в 1989 г. г-жой Нирмала Шривастава, которая и подарила миру этот метод.
Нирмала Шривастава - известный духовный лидер, которая за свой труд получила множество международных наград, например, медаль ООН за Миротворчество, Единым Международным Фондом она была внесена в список величайших людей планеты, а в 1999 г. в Великобритании ей присвоили титул "Женщины тысячелетия".
Эта школа – своего рода ее видение мира – где все люди могли бы жить в любви и согласии, стерев условности рас, национальностей и вероисповедания, которые искусственно разделяют человеческие существа.
Для себя я сделала такой вывод: в этой школе, в чистом и здоровом окружении, детям, действительно, дается шанс вырасти и стать сбалансированной и сильной личностью. Они развиваются в атмосфере безопасности и любви. Уже в самом окружении заложено, как ценить и уважать знания, природу и старших. Дети вырабатывают открытый взгляд на мир, общаясь со сверстниками и взрослыми из разных стран, благодаря этому, обогащаются культурно и обретают настоящих друзей по всему миру. Они становятся независимыми, общительными и очень зрелыми личностями.
Прожив в школе целый учебный год, пережив много радостных моментов с детьми на уроках и на многообразных внеклассных мероприятиях и праздниках, которые школа устраивает для детей, у меня появилось желание остаться там и на следующий учебный год. Но на Алтае меня ждали родные и друзья, и поэтому, с благодарностью судьбе за этот бесценный опыт, я с удовольствием вернулась домой.