Запад есть Запад, Восток есть Восток...
...И вместе им никогда не сойтись, -
говорил Нобелевский лауреат Редъярд Киплинг (автор «Маугли» и ещё
многого другого). А вот и ошибся ты, великий! В этот день на сцене ДК
«Центральный» сошлись Запад, ну, по крайней мере, Запад Сибири и Восток.
К нам приехали индийцы. Сибирские индийцы. Точнее новосибирские. Ибо
приехали они к нам из столицы Сибири. Представители Региональной
общественной организации «Самопознание» (Сахаджа Йога). Доехали они,
правда, с большими приключениями. Погода, гололёд, автобус дважды
ломался... И доехали-таки они до Анжеро-Судженска только спустя час
после начала обещанного концерта. И выходили они из автобуса в
промозглую анжерскую погоду уже в костюмах и в гриме. Видно, занимались
подготовкой уже в пути. И - с места в бой! На сцену!
Но до этого всё же прошёл час. Для
сцены это - огромное время! А зрителей - битком! Полный аншлаг был ещё
(или уже?) минут за 20 до объявленного начала концерта. И даже не
опоздавших, а просто позднее пришедших зрителей, организаторы были
вынуждены отправлять на балкон. Который тоже вскоре оказался забит «под
завязку».
Зрители. Не знаю, как насчёт социальных
различий, но возрастные были представлены в широчайшем диапазоне. Рядом
со мной сидела первоклассница, приехавшая из Томска к бабушке. Вместе с
бабушкой она и сидела. Вот это, пожалуй, и определяет этот самый
диапазон. От семи до семидесяти! И все терпеливо ждали новосибирцев. А
пока их развлекали, отвлекали, тянули время ожидания, ребята и девчата
из Томска. Рассказывали об индийской культуре, о её многотысячелетней
истории. Демонстрировала танцевальное искусство Индии Евгения Курлаева.
Проводились и игры с юными зрителями, приобщая их к древнему искусству.
Демонстрация мод - сари. Правда, позже мы увидели демонстрацию гораздо
более потрясающую! Но об этом позднее.
Будущий год назван ЮНЕСКО годом Индии.
А что, собственно, знаем мы о её культуре? В основном, конечно, по
кинофильмам. Даже не так. Только по кинофильмам. Была даже такая
расхожая шутка два-три десятка лет назад: «Фильмы делятся: на хорошие,
плохие, индийские, арабские и имени Довженко».
Так вот, в индийских фильмах всех
времен всегда поют. Даже в самых жутких боевиках. Новый интерес к
индийской музыке у молодёжи возник уже в этом веке с появлением на
музыкальных рынках Европы, Америки и России певца и музыканта Panjabi MC.
Он сочетает в своём творчестве корневой индийский этно-фольклор и
ультрасовременную музыкальную технику. А сегодня мы увидели нечто иное.
Я бы назвал это фольклором в чистом виде.
В Индии проживает большое количество
народов и народностей, но, несмотря на различия национальные и языковые,
все их объединяют культурные традиции, которые берут начало в III
тысячелетии до нашей эры, когда зародилась на Земле одна из древнейших
цивилизаций - Индская. С тех пор мировоззрение индийских народов не
изменилось. Они считают, что человек представляет собой миниатюрную
модель Вселенной. И чтобы человек смог познать Вселенную, ему, прежде
всего, необходимо постичь самого себя. И вся индийская культура -
музыка, танец, философия - стремятся приблизить человека к этой цели. И
особенно сильно это проявляется в индийской музыке.
В классической индийской музыке
различают два направления: бхаджан и рага. Звучало в концерте несколько
бхаджан. На санскрите и не только на санскрите, но и на национальном
языке - хинди. Насколько я понял, по программе их должно было быть
гораздо меньше, но зрительный зал, после исполнения каждого номера
неистово выпрашивал ещё и ещё! И артисты повторяли и повторяли!
А на меня лично произвел огромное
впечатление индийский классический танец. Жаль, их было меньше, чем
хотелось бы. Это, по сути, целый спектакль! В одном танце может быть
рассказано целое древнее писание. И вот - танец Кучипуди (в стиле
Кучипуди). Особенность этого стиля заключается в особом положении ног
танцовщицы: они образуют ромб, который символизирует Вселенную. Ноги
отбивают ритм. «Каждое положение рук, каждый жест имеют свое значение,
объясняет ведущая, эти жесты называются - хасты, и в стиле Кучипуди их
около пятидесяти. Очень важна мимика танцовщицы». Мне запомнилось то,
что улыбка (ослепительная!) не сходит с ее лица при самых невероятных
положениях ее фигуры, в самых невероятных позах и позициях! Весь танец,
естественно, сопровождается рассказом о происходящем в нем действе. То
есть - очередная индийская легенда. Вообще, мне это напоминает либретто
к европейской опере. Только голосом, а не написанное в программке. Ясное
дело, что в данном случае получается гораздо выразительнее.
В индийской музыкальной традиции самое
важное значение отдается вокалу. Человеческий голос считается самым
гармоничным инструментом природы. Все остальные музыкальные инструменты
стараются ему подражать. Существует огромное разнообразие этих
инструментов. На этом концерте мы увидели несколько. Два их них многие
наверняка видели впервые! И слышали тоже. Гармоника. Инструмент,
собственно, не совсем индийский. Он был завезен сюда англичанами, но
стал национальным. На вид - обыкновенный ящик, задняя стенка которого
соединена с мехами и левой рукой исполнитель постоянно нагнетает внутрь
воздух, а правой рукой манипулирует клавишами, расположенными на
передней панели. Очень необычный звук. Мини-орган, что ли? Долог -
двусторонний барабан, совмещающий в себе как бы два барабана различного
диаметра. Поэтому из одной его половины извлекают высокие звуки, а из
другой - низкие.
Музыка и пение просто завораживающие! Я
поймал себя на том, что непроизвольно отбиваю такт ногой. Огляделся. И -
все так! Кто рукой, кто ногой, кто просто головой кивает. А кто
задействован в этом концерте? - Школьники, студенты, рабочие, - это
говорит мне новосибирский программист Дмитрий Ватник, по его словам -
просто рядовой член коллектива. Или вот ведущий Александр Куцепалов -
профессиональный культработник. Но, в основном, конечно, молодёжь.
А вот в финале, где был показан
потрясающий показ индийских мод «Шоу-сари», возрастной разброс участниц
был уже гораздо более разнообразным! Как в начале было сказано про
зрителей - от 7 до 70, почти так же было и здесь. От 17 до 70! За кадром
звучит голос: «Я придаю женщине очарование и таинственность...». Я бы
добавил - любой женщине! Ведь что мы видим на наших показах мод? Выходят
на подиум длинноногие красавицы (не всегда красавицы, но всегда
длинноногие!) в самых разнообразных нарядах. А что сари? Вроде бы лоскут
ткани, обмотанный вокруг женщины одним, строго определённым образом. Где
тут разгуляться модельерам!? А вот! Какое разнообразие способов,
оттенков цвета и света, дополнений, украшений, даже причёска входит в
комплекс сари. Потрясающе!! Причём, «модели», как уже было сказано, в
возрасте вплоть до 70! То есть, сари красит любую женщину! А сари,
оказывается, есть повседневные, бытовые, праздничные, свадебные и вообще
всякие разные!
Кульминация. Финал. В зал летят сотни
лепестков алых роз (натуральных!). Всё! Нет, не всё. Я долго и
безуспешно пытался сделать финальный кадр. Для этого надо было собрать
артистов на сцене. Но не тут-то было! Зрители ещё с полчаса не
расходились и держали артистов в зале, расспрашивая, рассматривая,
ощупывая сари, трогая пальцами (не музей ведь!) необычные музыкальные
инструменты, фотографируясь на фоне экзотических нарядов... И так
длилось до тех пор, пока электрики не догадались выключить свет.
При нашем последнем общении новосибирцы
выразили большое удивление и восхищение анжерской публикой. По их
словам, впервые в истории их выступлений, зрители прождав их час не
разошлись и восторженно реагировали на концерт...
С. Гилев,
журналист газеты РИО, г. Анжеро-Судженск,
Статья напечатана в газете РИО № 45 от 8.11.2007 г.
|